Вопрос: на
лестничной площадке расположен электрический счетчик по учету расхода
электроэнергии в моей квартире. Он не работает уже большой срок. Платежи для
оплаты присылают по какому-то расчетному способу? Как, за чей счет и в какие
сроки должен отремонтировать или заменить мне прибор учета электроэнергии?
Должна ли я оплачивать этот расчетный тариф, хотя я не жила в квартире некоторое
время?
Оплата
электроэнергии может происходить двумя способами:
1) за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными
учета энергии;
2) расчетным путем, если отсутствуют коллективные (общедомовые), общие
(квартирные) и индивидуальные приборы учета.
Договором или законом могут быть предусмотрены и иные варианты.
При оплате расчетным путем допускается корректировка размера платы за
коммунальные услуги - пунктами 19, 20, 21, 23, 25, 27 Правил "О порядке
предоставления коммунальных услуг гражданам" предусмотрена корректировка размера
платы за коммунальные услуги и расчет пропорционально количеству прожитых дней.
Данный вывод также подтвердил Верховный суд РФ (Определение Верховного Суда РФ
от 24.02.2009 N КАС08-695 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда
РФ от 10.09.2008 N ГКПИ08-1540, которым было оставлено без удовлетворения
заявление о признании частично недействующими подпунктов "б", "в" пункта 19
Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, и подпунктов 3, 5 пункта 1 приложения № 2
к правилам".
Если платежи Вам присылают по средним значениям (т.е. расчетным путем), значит
информация о том, что счетчик не работает, у энергокомпании есть. В таком случае
Вы должны заменить счетчик для того, чтобы оплачивать способом "за фактически
принятое количество энергии".
В настоящее время позиция ОАО «Мосэнергосбыт», например, такова, что они
бесплатно производят замену только неисправного однофазного однотарифного
счетчика. Остальные счетчики, в том числе неисправные по любой причине (кроме
однофазных днотарифных счетчиков), меняются платно.
Это соответствует действующему законодательству: п. 2 ст. 539 Гражданского
кодекса РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом
при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям
энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования, а также при
обеспечении учета потребления энергии. То есть счетчик - это оборудование,
которое должно находится в собственности гражданина и, соответственно,
собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
Индивидуальные (квартирные) приборы учета не входят в состав общего имущества
дома (п.7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491). Это означает, что
именно абонент (собственник, наниматель квартиры) обязан устанавливать за свой
счет необходимое для приема электроэнергии оборудование (в том числе и
электросчетчик). Собственник имущества имеет не только права (владение,
пользование и распоряжение вещами), но и обязанности по их содержанию. То есть
ответственность за целостность приборов учета, за техническое состояние
электропроводки, а также за замену электроизмерительного прибора возлагается на
индивидуального владельца.
В связи с тем, что обязанность заменить (или установить) счетчик лежит на
граждане, то сроки замены - это дело исключительно самого гражданина.
Адвокат
Сергей Крюков,
27 августа 2009 года
|